Краткое руководство по подключению плагинов для CorelDraw

   Мало кто знает, что популярный векторный пакет CorelDraw имеет в своем составе довольно мощный инструмент под названием VBA (Visual Basic for Applications). И еще меьше им пользуются для своих повседневных задач. Этот инструмент можно назвать: "векторное программирование - дополнение профессионалу". Если у вас есть однотипные задачи, которые вы выполняете изо дня в день, то вам есть смысл задуматься над освоением новых инструментов, уже включенных в пакет Corel.  Сегодня речь пойдет о том, как создается и запускается плагин, написаный в среде VBA для Corel.

     Вот небольшой перечень того, что можно реализовать на языке VBA в среде CorelDraw:

  • всевозможная информация о векторных объектах (длина, площадь, центры масс и пр.)
  • поиск и удаление проблемных мест в векторах (наложение точек, линий)
  • поиск и выделение по необходимым условиям (фильтр выделения)
  • добавление или изменение векторных контуров (скругления в точке, массивы элементов, вставка точек входа для станков термообработки металла и многое др.)

      Прелесть плагинов на языке VBA заключается еще в том, что довольно редко при выходе новой версии CorelDraw, функции аннулируются, гораздо чаще они просто дополняются другими. Это означает, что написав плагин, еще в 12-й версии, он в большинстве случаев будет работать и в 13-й и в 15-й и в последующих версиях.

     Что же такое вообще есть плагин? Плагин для CorelDraw - это программный код, чаще всего функция, на языке Visual Basic for applications (сокращенно VBA), привязанный либо к конкретному файлу, либо к самой программной среде Corel. Функция всегда обязательно начинается интерпретатором "Sub", после которого идет имя вашей функции в конце с парой круглых скобок. А заканчиваться каждая функция/процедура строчкой "End Sub".

     VBA - является разновидностью стандартного языка Visual Basic, но создан Microsoft именно для расширения программных возможностей множества программ. Наиболее популярен он в средах MS office, но имеется также и в графических пакетах таких как Visio, AutoCad, Corel и даже SolidWorks. Не смотря на то, что язык по сути один, но в каждом приложении это совершенно разный набор функций, процедур, методов и свойств, присущи специфике конкретного приложения. Так например, макрос созданный в Excel для автоматизации подсчета в ячейках ну аж никак не сможет работать в Corel. Поэтому в каждом приложении этот язык нужно изучать по-новому. Но суть языка не меняется и все только кажется на первый взгляд сложным.

     Итак, первое что необходимо знать, это то, что код плагина может содержаться как в самом файле чертежа и работать только в этом чертеже, так и в отдельном файле и работать в любом запущенном чертеже (привязан к корелу и будет работать с любым открытым файлом). И в первом и во втором случае нам сначала необходимо запустить редактор макросов нажав Alt+F11 или (Tools/Macros/Macro Editor).

    Чтоб ваш код был привязан к текущему открытому документу, необходимо его помещать в модуль ThisDocument проекта VBAProject("имя вашего файла"). Весь код помещенный теперь в данный модуль (пустое место справа) будет работать только в этом документе и сохранен именно в теле открытого документа.

    Если необходимо, чтоб плагин был универсальным и работал с любым открытым документом он должен быть предварительно помещен в отдельный файл. Чтоб создать новый пустой проект в котором будем записывать все наши дальнейшие программные кода, достаточно создать пустой текстовый файл с расширением *.gms, например primer.gms, в папке с установленной программой: /Draw/GMS (обычно c:\ProgramFiles\Corel\CorelDRAW_Graphics_Suite\Draw\GMS). Затем запустить Corel, открыть редактор макросов (Alt+F11), и в дереве проектов появиться новый проект "GlobalMacros(primer.gms)". Остается развернуть проект и добавить новый модуль (Insert/Module), в котором непосредственно будем писать весь код.

    Таким образом все наши коды, записанные в этом модуле, будут доступны для всех открытых файлов. Для того, чтоб запустить любой плагин, нужно открыть окно "менеджер макросов" (Alt+Shift+F11), в котором будут отображены все имеющиеся в данный момент плагины

CorelDraw open window MacroManager

      Нажимая два раза в дереве макросов по своему созданному макросу вы тем самым запускаете его. Если все сделано правильно, то вы получите ожидаемый результат.

     Успехов в программировании! Все гораздо проще, чем кажется на первый взгляд!